воскресенье, 23 июня 2024 г.

Молитва Елизаветы Хаплановой

 Воин может привыкнуть к войне. Даже к 10-летней Донбасской Отечественной. Поэт – нет.

Любое его стихотворение о войне – это всегда мольба. Молитва. О чём десятилетняя молитва поэта Елизаветы Хаплановой, с первой минуты Русской Весны и народного сопротивления находившейся в эпицентре событий на Донбассе и пишущей о ней и проникновенно, и строго, и отчаянно, и зло, и с надеждой? О нас с вами. О нашем отношении к происходящему рядом, всего на расстояние одного выстрела, излому. Человеческому, геополитическому, нравственному.

Охрипшим голосом она все эти годы пыталась докричаться до тех, кто отдавал приказы на открытие огня по школам, пекарням, автобусным остановкам и рынкам. Наивно? Да! Потому что докричаться до самой войны, её сердцевины невозможно. Но в том  и участь поэта – даже в такой ситуации не молчать. Не молчать, когда вокруг грохот бомбёжки и не слышишь собственного дыхания. Потому что остаться равнодушным – себя потерять. И в какой-то момент поэты Донбасса, стихи о нём не дали России стать безучастной к чужим страданиям, пластиковой, спрятать свои глаза болезащитными очками и усыпить свою душу наркозом.  И поэты, в том числе, подготовили время Z, когда страна решилась выйти из точки «Ноль», в которой любой шаг уже означал отступление. Она исповедально делилась тем, что сама чувствовала всего лишь в 11 километрах от передовой линии нацистов. Она пронзительно шептала нам, всему остальному миру, оставшемуся за чертой, которую вскоре по-фронтовому обозначат «ленточкой», про мальчика Вову, после подрыва оставшемуся без ножки. Про страшное, по сути, удивление вывезенной из-под огня девочки Ани: «Я первый раз видела войну». Елизавета Хапланова вопрошала через «серую зону», ставшую нейтральной полосой, у соседей-украинцев: что с вами случилось, откуда пробудилась звериная охочесть до русской крови? Обращала взор Елизавета Хапланова на восток, как на икону: Россия, ты ведь нас не оставишь один на один с танками, на которых гарни украиньски хлопцы стали малювати фашистские кресты?

Шепчут молитвенные просьбы губы. Сцеплены в мольбе руки. Глаза устремлены в образа. И при истинной вере они, лики с икон, начинают сами смотреть на нас. Так доходит мольба до Неба…

В книге-молитве Елизаветы Хаплановой два раздела. Они неравнозначны по объёму, отличает их и энергетика произведений: после начала СВО в творчестве поэта появляется всё больше и больше уверенности в завтрашнем дне. А значит – в Победе. Только вот память всё равно не отпускает, всё настолько сплетено в образах, смыслах, что радуешься за творческую удачу автора, сумевшего запечатлеть время, передать его атмосферу, тональность, надежды и чаяния. И когда однажды наступит не перемирие, о котором с такой надеждой написано в книге, –  но победа над речёвками детишек в детском саду «Москаляку на гиляку», над поджигателями людей в Одессе, убийцами «донбасских ангелов», шествиями бандеровцев по захваченному в полон городу-герою Киеву, осквернителями Киево-Печерской Лавры, – когда вознесутся ввысь отстроенные города, зазвенит на площадках детский смех, будем ждать от Елизаветы Хаплановой и других книг. С пронзительной лирикой, зарисовками о природе, философским осмыслением жизни, – всё это присутствует в её рукописях и сейчас, но ждёт своего часа и своего книжного  времени. А пока… Пока книга о 10 годах войны. О времени Z, выпавшем на наши плечи, вошедшем в наши судьбы. О выездах автора «за ленточку», в зону СВО к бойцам и в госпитали к раненым. Поэт-медсестра. Поэт-солдат. Поэт-молитвенник. Елизавета Хапланова. Читаем. Соприкасаемся.

 

Николай ИВАНОВ, 

полковник, председатель

Союза писателей России