пятница, 29 ноября 2019 г.

ИРИНА БАУЭР «БУНТ УГЛЯ»


28 ноября 2019 года в Донецком республиканском художественном музее состоялась презентация книги «Бунт угля» Ирины Бауэр. «Тут тебе и шахтёрские мифы и легенды, и метафорическое, в духе Юрия Мамлеева, изображение преломлённой действительности, и мистика с чертовщинкой, и эпические вкрапления, — пишет о книге Игорь Безрук, член Союза писателей России. — Погрузитесь в мир Ирины Бауэр и ощутите глубину её боли за всех нас, сирых и убогих, чувствующих и верящих, не теряющих надежду и память … свободных в душе божьих людей».
Очень примечательно, что иллюстрировал книгу Владимир Бауэр — один из самых колоритных художников Донецка, член Союза Художников (1988).


Автор и книга! Они неразделимы и взаимосвязаны. В интервью вы узнаете подробности об авторе и книге из первых уст:
НИ — «Бунт угля». Какой смысл вложен в это название?
ИБИх так много, они как родинки на теле земли маленькие и большие города и посёлки в донецкой степи. Окольцевав шахту,  люди отстроили дома, создали семьи, получили работу. Для шахтёра уголь это жизнь. Уголь заботится, кормит, любит каждого. Но уголь и бунтует. И тогда рождаются сильные характеры. 
Основная тема, проблемы, персонажи, акценты данного произведения?
Основная тема — это Донецк. Книга о моём городе, для моего города и во имя моего города.
— История создания книги?
В книгу вошли не только рассказы, написанные мною в период с 2014 по 2019 годы, но и ранние произведения. Книга состоит из трех частей. К первой части относятся так называемые « степные» рассказы. Оговорюсь, небольшая их часть. Если бы я напечатала весь материал, то получились бы два полноценных тома, а такой задачи я не ставила при издании книги. Во вторую часть вошли « Рассказки волонтёрки». Я работала волонтёром с 2014 по 2016 годы на конвейере. Судьбы людей, с которыми я сталкивалась стали основой это части книги. И третья часть для души. Написана о друзьях, родных людях, просто знакомых.
— К какому жанру отнесли бы написанное?
Игорь Безрук, замечательный русский писатель, мною бесконечно уважаемый, в предисловии к книге точно определил жанр книги — горнило донецкого сюрреализма.
— В каком эмоционально ключе писалась книга?
— Я писала книгу о тех, кого знаю и люблю. Мною двигало доброе, теплое чувство признательности к людям и городу, которые подарили мне жизнь. Легко ли или трудно писалась книга — это не имеет никакого значения. И даже не главное любят ли меня живые прообразы героев моей книги, важней, что я люблю этих людей.
— Донбасский характер. Что в нём такого особенного?
— Я долгие годы собирала книги о Донецке. Стихи и прозу, написанную не только современными авторами, но и в период соцреализма. Лучшие черты донецкого характера звучат во множестве стихов.

«У шахты я. И сердце радостью обвито-
Моя могучая донецкая земля»

«Ты не ослеп, Донбасс от слёз,
Ты не сгорел в огне, —
нам вести добрые принёс
летящий на коне».

«Горят донецкие огни!
Я шёл браток, в степные дали,
Я бил врага в пыли, в дыму,
Я гнал врага в ночную тьму,
Чтобы Донбассу моему,
Чтоб всей стране огни сияли!»

— Откуда черпаете вдохновение?
— Конечно из донбасского характера. Из МОГУЧЕСТИ моей земли.
— В Вашей жизни больше прозы или поэзии?
— Проза — моя любовь. Постоянная и страстная. Говорят, что книги, написанные по внутреннему побуждению души самые удачные. Что же касается стихов, я надеюсь издать томик, когда почувствую острую внутреннюю потребность.
— Самый ценный совет, какой Вы получали? От кого?
— На станции Магдалиновка от старой шахтёрки Килины (после войны восстанавливала шахту, рубала на обушок, была отгрёбщицей). Постараюсь дословно воспроизвести её слова, хотя прошло уже более 20-ти лет с момента нашей встречи, Килина давно ушла в мир теней. « Подумай, шо ты хочешь сказать людям.  Шо в мозгах обсмотрела то и делай. Не отступай. Пусть гудять, хають, кусають, а ты работай и живи. Чтобы испить незамутнённой водицы, нужно вырыть собственный колодец».
— С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться при написании книги «Бунт угля»?
Трудности — это ответ на главный вопрос в жизни: «Зачем я пришла в этот мир? Что я могу дать людям?»
— Хорошая книга для Вас — это …?
— Как у Салтыкова Щедрина? «Литература изъята из законов тления. Она не признаёт смерти». Любая книга — это часть литературного процесса.  Важно найти созвучие у читателя. Говорить о современной литературе я могу бесконечно, но тогда тема интервью будет иной. Недавно услышала прекрасную фразу Герцена из уст известного писателя: «Мы вовсе не врачи, мы боль». Писатель — это боль.
— Счастье. Как вы его понимаете?
— Счастье, как жилец, может сменить квартиру в любой момент.



Ната Игнатова



Комментариев нет:

Отправить комментарий